Еще не так давно, уходу за дорогами не придавали сколь-либо серьезного значения: при отсутствии дорожного покрытия бороться летом с пылью или грязью было бесполезно, а зимние снежные заносы мешали лишь пешеходам – сани проблем почти не испытывали. Лишь с появлением автомобильного транспорта возникла необходимость в дорогах с усовершенствованным покрытием и, соответственно, в их круглогодичном содержании.
Тротуароуборочная машина Т-ЗПУ
Тротуароуборочная машина Т-3
Первые машины по уборке тротуаров появились в начале пятидесятых годов прошлого века. Основой для них послужил небольшой трактор СОТ. На него навешивалось подметальное оборудование, которое эксплуатировалось в летнее время. Чтобы процесс уборки не поднимал огромное количество пыли подавалась вода, которая поступала из большого 75 литрового бака. На зимний период спереди устанавливали плуг, а сзади щетку. Их можно было поворачивать, но весь этот процесс нужно было делать в ручном режиме. Уборочная техника на основе базового трактора СОТ так и осталась экспериментальным образцом. Полноценное производство так и не было запущено.
Следующими наработками в тротуароуборочной технике стали модели Т-1, Т-2 и Т-3.
Универсальный компактный автопоезд Т-30
Подметально-уборочная машина Т-1-Л
Скалыватель льда Т-1-СК
Уборочное оборудование на них также было навесным. Помимо этого, в зимний период кроме плуга и щетки были установлены дополнительны очистители и скалыватели льда. А сзади помещалось также специальное приспособление для разбрасывания песка. В основном эти модели отличались не установленным оборудованием, а дизайном кабины. Впервые партия таких машин вышла на уборку улиц зимой 1958-59 годов. Однако из-за больших габаритов некоторые места убирать все же было достаточно проблематично. Наиболее эффективной была признана модель Т-3. В ее основе лежал автомобиль ГАЗ-69. Т-3 поступили в серийное производство в 1960 году и продолжали изготавливаться до 1972 года. Причиной того, что эти модели перестали выпускаться стало снятие с производства базовой модели ГАЗ-69.
Тротуароуборочная машина Т-2
Со временем была разработана новая, оригинальная модель под названием Т-4. Модель использовалась для уборки в теплую пора года. Она была трёхколёсной. Кабина отсутствовала. Переднее колесо служило для управления и маневрирования, а задние были ведущими. К сожалению, множество недостатков в конструкции не позволило запустить эту разработку в серийное производство. Попытки улучшить модель с помощью электромотора не увенчались успехом. Модель Т-5Э также осталась лишь опытным образцом.
В 1965 году разработали машину Т-30. Она существовала в нескольких модификациях в зависимости от сферы применения. Были модели для полива, с совком и щеткой, и даже с самосвальным прицепом. Однако партия из 30 экземпляров не очень хорошо себя зарекомендовала. Было принято решение не запускать их в серийное производство.
Очень интересное решение предложил советский инженер Р.Н Уланов. Им за основу были взяты мотоциклетные агрегаты, на которые навешивалось дополнительное оборудование. Модель получила название ТУМ-57. Их выпустили около 6000 штук и активно применяли в разных городах на всей территории Советского Союза. Позже появились версии ТУМ-59, ТУМ-60 и ТУМ-61. Но их уже не выпускали серийно.
ТУМ-57 сс щеткой
Тротуароуборочная машина ПУ-20
Модель ТУМ-975 стала наиболее качественной и удобной из всех серийно выпускаемых тротуароуборочных машин на тот период времени. Машину можно было использовать и летом, и зимой, она имела привлекательный дизайн, а кабина в холодное время года отапливалась. Модель хорошо себя зарекомендовала, и ежегодно выпускалось около 30 таких тротуароуборочных машин. Серийное производство продолжалось до 80-х годов прошлого века. К тому времени советские инженеры вовсю начали проектировать тротуароуборочную технику на основе уже выпускаемых колесных тракторов. Однако ни одна из разрабатываемых моделей так и не получила признания и запуска в полноценное производство.
Тротуароуборочная машина ТУМ-975
В 70-х годах умами конструкторов завладела новая тенденция. Предпочтение было отдано тротуароуборочной технике на базе серийных колесных сельскохозяйственных тракторов. На тракторы ЛТЗ, МТЗ и ВТЗ, в зависимости от времени года, навешивались либо плуг и щетка, либо поливочная арматура и насос в комплекте с прицепом-цистерной. Как отголоски прошлого, изредка появлялись новые модели на автомобильном или оригинальном самоходном шасси, но большинству из них суждено было остаться опытными образцами.