Конец декабря в бизнес-среде традиционно является временем для подведения итогов работы за год и отправной точкой для определения новых задач и планов на будущее. Мы конечно же не стали исключением. Стремительно развиваясь Импел Гриффин закрепила свои позиции лидера отрасли и в этом, уходящем году. Пришло время обсудить, что было сделано, какой секрет развития ИГ, а также рассказать о том, что ждет рынок обслуживания недвижимости в году грядущем. Сегодня мы поговорим с Виталием Опанасюком, соучредителем и Генеральным директором Импел Гриффин.
Виталий Витальевич всегда загружен, выделить время для написания монолога про достижения уходящего года нет возможности. Именно поэтому итоги 2018, вместо классического монолога мы решили подвести с ним в рамках очного интервью, которое еле втискивается между совещаниями и бесконечными телефонными звонками. Конец года, декабрь: жаркое время.
- Говорят под Новый Год… Виталий Витальевич, каким был 2018 год для компании?
Новый год – новые вызовы. 2018 был невероятно сложным. Основные задачи, которые мы решали: кадровый голод, давление контролирующих органов, безудержно растущая себестоимость, тающая платежеспособность многих Клиентов. Мне кажется, что с большинством задач мы хорошо справились. Как не планируй, но реальность отвлекает от планов и набрасывает необычных задач.
- Вы всегда говорите о своих людях. И это очень приятно, скажу от лица всех. Как вы оцениваете работу сотрудников Импел Гриффин в этом году? Что существенно изменилось? Чем и кем гордитесь?
Люди, человеки, кадры, персонал, команда – это, пожалуй, самая сложная тема, вечная тема. Глаза коллектива, в котором я работаю – это и источник энергии, и моя тревога и забота. Про каждого могу говорить много, восторженно, открыто. Но тогда не хватит места для интервью. Скажу, что в компании работают трудолюбивые люди.
Собирательный образ наших людей выглядит так: большая армия обученных, умных, активных солдат и сержантов. Они всегда в поле, они всегда на защите объектов наших Клиентов. И собственно Клиенты видят именно их, наших трудяг. И оценивают работу штаба и тыла по успеху именно технического персонала. Малочисленная группа, которой я хочу поклониться – это штабные сотрудники. Сотрудники офиса. Бухгалтерия, финансы, кадры, маркетинг, снабжение. Их работа не видна непосредственно Клиенту, но, очевидно, без их внимательной работы не получится выполнить заказы. Дирекция и Совет Директоров – это люди, с которыми мне повезло работать так же тесно, как и с Клиентами. Я очень рад, что нам удается найти компромиссные решения. Хотя компромисс, как инструмент, не наш постоянный способ принятия решений.
Знаете, даже не представляю, как другие Генеральные Директора справляются самостоятельно с таким большим количеством вызовов. Лично мне огромную помощь оказывают мои партнеры Вячеслав Реуцкий, Сильвия Красонь-Копаниаж и Совет Директоров.
- Виталий Витальевич, в офисе Импел Гриффин всегда такая семейная и теплая атмосфера… Как вам это удается? В чем фишка?
Наш офис – это одновременно и предмет недоумения и символ консервативной стойкости. Стиль, модерн, эргономика, инфраструктура, модные тренды, автоматизация – это все не про наш офис. Наше место обитания – это теплое, уютное, спокойное помещение, где тихо и уважительно обсуждаются внешние задачи, внутренние «косяки». Где на малюсенькой кухне стоит жужжание кофе-машины и вкусно пахнет. Я люблю наш офис, хоть мне и говорят, что он не модный. Лично для меня это дом. Это клуб, место встреч единомышленников. Место, где у людей много общих ценностей, несмотря на разницу в возрасте, политические взгляды, вкусы и т.п.
Еще мне иногда кажется, что наш офис – это закулисье театра. Кабинеты – это гримерки, комнаты для совещаний – репетиционные, кухня – буфет. Мы все готовимся, репетируем, а потом выходим на рынок, как на сцену, где нас оценивают Заказчики, партнеры, поставщики, конкуренты, случайные зрители. Потом усталость, овации, слова благодарности. Наш офис – это магическое место силы.
- Очень интересные метафоры про офис. И действительно так близко к истине. Виталий Витальевич, вот про Клиентов еще очень хочется поговорить. Я недавно от Вас услышала интересное высказывание, когда мы говорили об отношениях «Клиент - Импел Гриффин». Помните, Вы охарактеризовали их так: «Импел Гриффин партнер и друг. Не поставщик, не подрядчик. Друг и партнер, на которого всегда можно положиться». Скажите, именно в этом секрет взаимодействия ИГ с Заказчиками?
Дружба, как и любовь, это не случайность, а тяжелый труд. Этапы знакомства, притирания, совместных проектов, потом возникает уважение и доверие. И все это не вопрос денег и выгоды, а вопрос взаимной поддержки.
Помню, как много мы помогали в вопросах эвакуации в начале 2014 года, потом в становлении новых процессов в условиях кадрового голода, потом период инвестиций.
Некоторые менеджеры и с нашей стороны, и со стороны Заказчиков не помнят этих этапов, не помнят дружбы между компаниями. Эти менеджеры, преследуя свои личные цели (может и праведные) случайно или не случайно обесценивают накопленный опыт отношений и дружбу межу нашей компанией и Клиентом. Это всегда болезненно, но это и есть тестирование отношений. Некоторые путают нашу гибкость, лояльность и доброту со слабостью. Потом крепко удивляются, что мы и Клиент – есть суть одной системы и у нас общие ценности. И нет смысла идти против, т.к. это движение против себя самого. Да, я подтверждаю, мы скорее друзья для Клиентов, чем просто подрядчики. Мы всегда идем на встречу и находим взаимовыгодные решения. И пусть говорят, что дружба и бизнес – это ягоды с разных полей, есть и исключения. Импел Гриффин в ряду таких исключений. Здоровый и богатый друг в 100 раз ценнее «отжатого» партнера. Не так ли?
- Как тонко. Оставим этот вопрос открытым для читателей ) Вернемся к результатам компании. Как Вы оцениваете позиции ИГ на рынке? Какую долю компания занимает сейчас, какую планирует занять в 2019г. и среднесрочной перспективе?
Знаете, в какой-то момент, достаточно давно, мы перестали измерять успех долей рынка, оборотом, и пр. Для нас сейчас более ценным являются кросс - показатели сохранения контрактов, индекс внедрения новых услуг, индекс интегрированности. Другими словами, процент Клиентов, которые готовы за меньшие деньги отказаться от нашей дружбы. Процент сохранения Клиентов для нас – показатель успешности №1.
На рынке, где может появится новый тендер с бюджетом больше, чем три лидирующих компании мерятся позицией на рынке смешно. Любая новая, компетентная, с деньгами компания может стать №1 по обороту. Но будет ли она интересна Клиентам через год – это вопрос. Мы наблюдали за такими взлетами «против законов физики», а потом за резким и болезненным снижением. Для биржи, конечно, мы декларируем перевыполнение плана 2018 года на уровне 118%, EBIT перевыполнен на уровне 3,7%. Конечно, мы ведем план-факт по разным показателям, как ликвидность, ROIC, EVA, и т.п. Но это не бизнес, а только расходящиеся лучи от бриллианта, которые могут «прочитать» только ценители.
- А какие меры принимаются для снижения рисков, вызванных ситуацией в экономике? Как работаете над повышением эффективности?
Классическая литература по менеджменту, кейсы МВА не описывают те риски, с которыми сталкивается бизнес в Украине. Поэтому и решения все домашние, новоиспеченные, не всегда проверенные и, соответственно, не всегда успешные.
- Виталий Витальевич расскажите, пожалуйста, о группе. Думаю, многим будет интересно. Принадлежность ИГ к польскому лидеру рынка Impel есть нашим неоспоримым конкурентным преимуществом. Какие позитивные изменения в группе случились за ушедший год и как они отразились на нас, на Импел Гриффин?
Группа Импел – часть глобального мирового хозяйственного механизма. И несмотря на свои выдающиеся показатели (более 50.000 человек), как и любой хозяйствующий субъект подвержена глобальным рискам.
Меня поражало и поражает сейчас с какой скоростью такая «махина», как IMPEL S.A., наш партнер-соучредитель, быстро реагирует на изменения. Как быстро они подстраивают свои структуры и процессы под меняющуюся среду, под новые рынки, под задачи. Это не свойственно большим и огромным компаниям. Более того, IMPEL S.A для меня пример радикальных действий во имя достижения целей. 10 лет я вдохновляюсь менеджментом Импела, духом, концентрацией и устойчивостью. Уверен, именно это помогло нам выстоять в непростые времена последних лет в Украине.
- Известно, что группа Импел с каждым годом расширяет свой портфель услуг. Какие из них Вы хотели бы отметить и стоит ли ожидать их внедрения на украинском рынке в портфеле услуг ИГ?
Да, все верно, мы стоим на пути адаптации и введения в Украину части услуг и сервисов, которые оказывает наш партнер в ЕС. Среди сервисов для бизнеса в Импеле есть, пожалуй, все для поддержки Клиентов из отрасли логистики, ритейла, промышленности, медицины, энергетики и банков. Более того, многие услуги интегрированы в единый программный комплекс и единую систему менеджмента. Это просто невероятная компетенция по поддержке бизнеса и деятельности наших Клиентов. На данный момент мы сосредоточены на ввод в Украину услуг по сервисам для жилого фонда, услуг мониторинга перемещаемых объектов для строителей и логистики, сервисов для городов «умный город», сервисов по промышленной очистке типа Blabo.
- Спасибо. Думаю, нашим Клиентам будет интересно. Виталий Витальевич, какие решения в нашей отрасли Вам кажутся наиболее перспективными? Как быстро могут измениться условия рынка клининга для поставщиков?
Как ни странно, но я считаю, что нашей отрасли нужна бОльшая зарегулированность. Нужны новые, практичные отраслевые стандарты, нужно прагматичное лобби, нужна ассоциативность с ЕС, нужна технологизация рынка и много, много других изменений со стороны государства и компаний. Но самое ключевое, я думаю, нам нужны изменения в стандартах закупок, особенно в государственных. Prozorro – великолепный механизм, просто шедевр администрирования закупок. Но, нужно добавить индексы качества, индексы создания новых рабочих мест, индекс инвестиций. Иначе мы так и будем качественно администрировать мелкое болотце, где ротация компаний происходит на основе цены, а не инвестиций и технологий. А это тупик. Хотя, повторюсь, Prozorro – это прорыв.
- Несмотря на в целом оптимистичный подход, очевидно же, что экономическая ситуация в стране влияет на все отрасли и Импел Гриффин не является исключением. Как, с Вашей точки зрения, будет развиваться рынок обслуживания недвижимости в ближайшие год-два, учитывая изменения политической и экономической атмосферы в стране?
Отличный вопрос. Мы все: и Клиенты, и Импел Гриффин, и наш персонал, и сотрудники государственных компаний – мы все в одной лодке. А раз это так – пора всем грести в одну сторону! Всем вместе, со всех сил грести в одну сторону, а не раскачивать лодку. Изменения, которые происходят в стране на столько глубоки и радикальны, что их не просто даже осмыслить.
Мне кажется, что может быть впервые за всю историю цивилизации, Украина действительно стала на путь государственности. Для того, чтобы вырезать опухоль врач должен научиться, подготовить инструмент, пригласить ассистентов, спрогнозировать отклонения, запастись материалами, проверить генератор на случай отключения света, быть «в трезвом уме и с твердой рукой», как пел Виктор Цой, и еще много факторов нужно для успеха. Я уверен, что все происходящее в стране – это сложный путь, но в правильном направлении. Мы убираем с пути камни, ветки, ровняем его, закатываем в асфальт, что бы нашим детям было легче этим путем за нами идти. Рынок недвижимости будет расти, очищаться от коррупции, насыщаться профессионалами, нарабатывать свои ноу-хау. Все будет хорошо! Я уверен.
- Как в точку и как позитивно! Виталий Витальевич, конечно же Вы и наша команда уже подготовили стратегию развития на следующий год. Не прошу делиться секретами и тактикой публично, но все же, для интервью: пришлось ли в этот раз менять курс?
Да, все департаменты подготовили свои стратегии в рамках указанных Советом Собственников задач. Сейчас проходят защиты стратегий у Дирекции и Совета Директоров. Принципиально курс не меняется: консервативный рост, основанный на общих ценностях Соственников Импел Гриффин и наших Клиентов.
– В чем Вы на сегодня видите основные возможности роста для Импел Гриффин?
Замечательный вопрос (смеётся). Рост, который мы запланировали сложно назвать ростом. Это, с моей точки зрения, удержание позиций и работа над качеством.
- А как Вам такой вопрос: Когда в последний раз Вас посещала мысль «Я счастлив делать то, что я делаю»?
Не буду лукавить, я очень сомневающийся человек. В моей ментальной матрице постоянно обновляются поля с ответами: там ли я, где я хочу быть? То ли я делаю, что хочу делать? В том ли я окружении? Я счастлив, что большинство ответов «да, да, да!». Я осознаю, где я нахожусь, что я делаю, почему я это делаю. И от того, что есть осознание мне легко и хорошо. Это мой путь, и мне есть чем гордиться.
- Здорово. Виталий Витальевич, какие свои личные проекты за последний год Вы бы выделили как самые значимые и интересные?
Лично мои свершившиеся проекты – это благотворительные инициативы совместно с фондом «Таблеточки», пара марафонов, пара написанных и высоко оцененных картин. Но, главное, сохранение отношений с партнерами и коллективом.
- Спасибо за время. Спасибо за открытость. И традиционно, в преддверии Нового Года, что бы Вы хотели пожелать партнерам, клиентам, коллегам?
Друзья, желаю вам здоровья, больше хороших впечатлений, самостоятельности выбора, больше оцененной по заслугам взятой на себя ответственности. И есть у меня для вас маленький подарочек – это обещание. И состоит оно в том, что я от имени моих партнеров обещаю сделать все возможное, чтобы вы были довольны нашими сервисами и гордились дружбой с нами в Новом Году.
Все будет хорошо. С наступающим!
Вот так, друзья. Виталий Витальевич заспешил и убежал на следующую встречу, а я, переваривая материал и радуясь состоявшемуся интервью, очередной раз поймала себя на мысли о том, что секрет успеха «Импел Гриффин» в людях. Начиная с Дирекции. Осмысленные и осознанные позиции руководства компании, ясное видение, выверенные (как на весах) цели, открытость, честность, всеобъемлющее желание сделать нашу страну лучше – вот, что мы из себя представляем. Вот то, что мы непременно заберем с собой в Новый, 2019 год.
Паерели Катерина, Директор по маркетингу