- Здравствуйте, Виталий! Вы стояли у истоков клинингового бизнеса в Украине. Как все начиналось?
Как и большинство предпринимательских активностей в Украине, которые в будущем назовут свою активность западным словом «бизнес» все начиналось хаотично, на голом энтузиазме, без знаний, без опыта, без преемственности поколений, без стандартов, без Закона Украины.
Клининг путали с клирингом…сама идея продавать услугу уборки казалась странной, невостребованной. 90% работы менеджеров по продажам была – рассказать, что такое клининг, почему это выгодно, чем отличается от уборки.
То было время, когда я сам возил людей на объекты, работал на полотере, мыл окна.
Я люблю клининг, уважаю эту услугу. Всегда считал и считаю эту работу сродни медицинским услугам: санитария, гигиена, чистота, пищевая безопасность, антибактериальные работы, противоэпидемические услуги и тп. Очень благородный вид деятельности.
- Расскажите о наиболее сложных и интересных моментах того периода.
Самые сложные моменты которые были, сейчас кажутся смешными и детскими. На тот момент ответственность за нанесение ущерба из-за нарушения технологий – это была самая большая проблема. Сервиса техники нет. Экспертов нет. Опытных менеджеров нет. Химии специальной, например, для хрома, никеля, уплотнителей нет. Антискотча, антивандальных технологий нет.
Мы с моим другом и партнером Вячеславом Реуцким по крупицам выискивали знания, технологии. Ездили за границу, что бы научиться самим и привезти знания в Украину.
- Какими из достигнутых целей вы гордитесь больше всего?
Коллектив, люди, персонал – это самая большая ценность и самое большое достижение нашей Компании. Благодаря менеджмету нам удалось блестяще выдержать кризис 2008-2010 годов, благодаря нашему коллективу мы блестяще обслужили объекты и фан-зоны в период проведения ЕВРО2012, благодаря феноменальной работоспособности, преданности делу и профессионализму наших менеджеров мы остаемся лидерами рынка, более того, задаем тренды, стандарты и являемся примером.
Еще одним достижение считаю партнерство с группой Impel S.A. Мультиязычные переговоры, сближение ментальностей, поиск общих ценностей — это не простая работа. Приходилось и приходиться идти на уступки, соответствовать бизнес-практике западных стандартов. Иногда это объединение приводило к потере конкурентных преимуществ, иногда к приобретению преимуществ. В любом случае мои партнеры — это достижение нашей Компании. Не даром мы объединили два крепких бренда и работаем под именем Импел Гриффин.
- Как сказались кризисы 2008, 2012 годов и период на работе вашего бизнеса и как вам удалось справиться с их последствиями?
Важный вопрос. Эти кризисы не были похожи друг на друга. К сожалению, опыт преодоления кризиса 2008года нам не пригодился в 2012 году. Разные причины, разные следствия, разное влияние на рынок труда. Хотя, есть и общее: падение экономики, рост зарплат, падение рентабельности.
Кризис 2008 года мы преодолели благодаря программе «10 шагов на встречу Клиенту», которая помогла сохранить контракты, реструктуризировать долги Клиентов перед нашей Компанией. Однажды мы поняли, что все деньги до копейки застряли в банке-банкроте. Что бы выдать зарплаты я заложил квартиру, где живет моя семья, выдал деньги и начал все с начала.
В 2012 году в одночасье мы обнаружили, что экономика резко падает, себестоимость выросла из-за валютной составляющей. Рынки стали меняться, бюджеты на наши услуги сокращаться, спрос падать.
На самом деле с того момента восходящего тренда мы больше не ощущали, стратегия компании пересматривалась несколько раз, выполнять стратегию стало все более сложно.
Этот период мы уделяли работе с трудовыми коллективами, обучению, качественному росту.
События в Крыму и на Востоке нанесли нам огромный ущерб. Мы потеряли имущество. Офисное помещение в Донецке было уничтожено, имущество разграблено, техника и ивентарь потеряны. Но мы сохранили главное – жизни людей. Сотрудники переехали в другие города. Восстанавливают свой быт. Для нашей Компании эти события – это большая трагедия и финансовая огромная потеря.
- Как изменились принципы работы вашей компании в плане управления и взаимодействия с клиентами за последние 2 года?
Не могу сказать, что мы нашли какие-то новые подходы в отношениях с Клиентами. Более того, нет потепления в отношениях, и нынешний кризис не сблизил и не консолидировал Заказчика и Исполнителя. Думаю потому, что Клиенты вынуждены снижать расходы всеми силами при этом сохранять качество и не повышать оплату подрядчикам. Но зарплаты растут стремительно, доллар за 2 года вырос в 3 раза, а это означает, что себестоимость в нашей Компании, и не только в нашей, выросла очень значимо.
Налицо противоречие Спроса и Предложения. Пока не улучшится экономическая ситуация в Украине и у Клиентов, это противоречие будет нарастать.
- Как Вы считаете, останется ли клининговая индустрия актуальной в 2017 году и по каким причинам?
Клининг – важный, глобальный бизнес. Вопросы санитарии, бактериального балансы, ликвидирования блуждающих инфекций, эпидемиологического сопротивления мест массово скопления, экологичность помещений для жизни и работы – это все вопросы клининг. Мало кто задумывается, но санитарное состояние складов, разделочных цехов, кухонь – это вопрос качества, сохранности, продолжительности хранения пищевых продуктов. Парикмахерские, школы, поезда, парки, подъезды – все это предмет внимания клининговой индустрии.
Мы ожидаем принципиальные изменения на рынке клининга с момента открытия границ с ЕС. Переток рабочей силы в ЕС приведет к дефициту технического персонала, росту зарплат, интенсификации труда, а вслед за этим роботизации и механизации. Сейчас ручной труд успешно конкурирует с механической уборкой и роботами, но, надеюсь, что с ростом экономики, вырастут зарплаты, и клининговые компании заменят ручной труд роботами.
- Многие основатели успешных проектов со временем начинают работать в смежных нишах. Как вы относитесь к такому подходу?
Примеры настоящего успеха в разных отраслях у одного и тоже владельца бизнеса – не редкость. Ричард Бренсон, Джек Уэлч, Уорен Баффет… Он гении менеджмента разноплановых бизнесов. И мой наставник, основатель и акционер Импел С.А. Гжегош Джик — тоже тому пример. Но подобный успех для одной и той же группы менеджеров — это редкость. Лично я себя считаю менее Собственником, т.к. в Украине это обременительно и, иногда, опасно, а , скорее, менеджером. А для менеджера перспективнее концентрация, чем освоение смежных ниш. Итак, наш бизнес — это facility management. Это точка нашей концентрации и ниша, где мы уже успешны. В этом же успешна группа Impel S.A.
- Насколько нам известно, «Импел Гриффин» получила почетное звание «Лидер отрасли 2016». Как этот факт повлиял на приоритеты работы вашей компании?
Да, нам действительно вручили Знак «Лидер отрасли» от имени оргкомитета рейтингового агентства. Много лет подряд мы были номинантами. В этом году «завоевали золото». Это не как не изменило наших приоритетов, но, конечно, приятно сказалось на самооценке и нематериальной мотивации наших трудолюбивых менеджеров.
- Клининг иногда все еще воспринимается довольно примитивно, но с каждым годом он становится все более серьезным бизнесом. Насколько квалифицированными должны быть кадры и как необходимо ими управлять?
Клининг, выпечка хлеба, ремонт помещений, СТО, строительство, озеленение – все это бизнесы с видимым результатом и из-за этого кажутся простыми и понятными. Но, конечно, это не так. Представьте, что не зная технологии, можно испортить никелированное краны, паркет, дверные ручки. Представьте, что случайно смешав кислотные и щелочные средства можно получить ожоги дыхательных путей. Что бы рационально пользоваться моющими средствами нужно знать экспозицию, свойства поверхности.
В нашей группе Импел сейчас работает более 50.000 людей. Это огромная финансовая и социальная ответственность, это невероятно сложная система логистики, набор, обучение, системы мотивации, системы учета, рапортирования. Да, клининг – мощная индустрия, которая требует большого количества самомотивированных менеджеров, образованных менеджеров.
Импел Гриффин ощущает огромный кадровый голод. Но это не только из-за дефицита таких людей, но и из-за роста нашей компании.
- Как дело обстоит с конкуренцией и ценовой политикой в вашей нише? Ужесточились ли условия?
Да, конкуренция ужесточилась. Все чаще мы сталкиваемся с черным пиаром и откровенной ложью в наш адрес. В любом случае конкуренция – это хорошо. Цены, увы, не отражают реальной важности наших услуг, не покрывают иногда даже текущие проблемы и совсем не позволяют делать инвестиции.
- Ваш опыт показывает, что дело не столько в кризисе, сколько в том, как люди используют свои возможности. Что бы вы могли посоветовать руководителям предприятий?
Я не возьмусь что-то рекомендовать. Я сам нахожусь в состоянии накопления менеджерского опыта. Поделиться личным опытом могу. Мой опыт говорит, что крылатая фраза «кризис – это шанс» — это самообман. Кризис – это кризис. Это стресс. Шок. Разрушение. Кризис – это переоценка ценностей. Кризис – это плохо. Да, кризис дает несколько новых шансов, но закрывает на много больше.
К сожалению, в большинстве книг описаны истории успеха в нормальные времена, в нормальных условиях. Историй, описывающих практики ведения бизнеса в условиях, как сейчас в Украине не много.
- Расскажите о планах вашей компании на 2017 год. Какими вы видите перспективы индустрии в целом?
Рынок клининга в Украине в 2017 году, как и в ближайшие 3-5 лет, развиваться не будет. Рост оборотов будет за счет роста тарифов. Рентабельность будет падать. Но новые сегменты, такие как ЖКХ будут развиваться. В целом, я оптимистично смотрю в будущее клининга, нашей компании и всей Украины.