Короткая история от первого лица. Образ собирательный. Т.е. история не моя, а некий срез, аналогия…

Сцена первая…
Заказал по интернету ремонт сантехники.
Приехали оперативно.
Бойко посмотрели.
Четко поставили диагноз.
Уверенно назвали цену.
Промучались день.
Сделали плохо.
Скидку не дали.
На возражения отреагировал агрессивно.
Уехали.
Оставили меня разочарованным.
Вспомнил фразу «без лоха жизнь плоха»))).

Сцена вторая…
Я почитал в интернете о своей сантехнической проблеме.
Стал в ней специалистом (не экспертом, но уже и не дилетантом ). 
Вызвал другую фирму.
Четко поставил задачу по smart).
Принял работу глазами специалиста.
Всем доволен.

Задаю себе вопросы:
Правильно ли я сделал в первом случае?
-Нет.

Правильно ли во втором?
-Да.

Мог бы быть результат в первом случае иной?
-Да. Если бы приехали не дилетанты или если бы я не был дилетантом в той проблеме.

Почему я решил, что они профессионалы?
— Они вели себя очень уверенно.

Я уверен, что первые не были профессионалами?
— Теперь уверен. Но для этого я сам хоть немного разобрался в проблеме.

И что, теперь мне нужно во всем быть специалистом?
— Нет, конечно. Но нужно критично оценивать напор, псевдоуверенность.

Почитал в интернете, как это делать и нашёл такой график:

 эффект даннинга крюгера

Вот почему умные и компетентные люди часто выглядят сомневающимися, сдержанныйми. Не очень уверенными в себе.

В то же время, невежественные и некомпетентнве специалисты часто выглядят энергичным, решительными и даже воинтсвенными. А что им ещё остаётся делать?

На самом деле, если верить исследованиям, то эксперты должны быть уверенными в себе и своих действиях на 80%. Не на 100%. Тк на 100%- это уровень самоувенности без здоровой рефлексии.

Конечно. Сами исследования спорны, я не знаю где и когда они проводились, но я попробовал на этий кривой увидеть своих коллег, себя самого сейчас и себя самого сколько-то лет назад.
И, пожалуй, все верно.

И главный вопрос, который я задал себе:
Что делать, если заказчик уверенный в себе, воинтсвенный дилетант?Отказываться от него?

— Нет. Помочь ему стать профессионалом. Это выгодно и ему и мне.
Четко на бумаге описать критерии качества.
Одинаково читать и понимать смысл задачи, сроки, методология и тп.

Заказчик платит деньги и он всегда прав.
Так пусть он будет прав обоснованно, а не только потому, что он Заказчик.

Всем хороших, компетентных, платежеспособных Клиентов.